2 февраля 1943 года

2 февраля 1943 года полным разгромом и пленением германской группировки завершилось крупнейшее и кровопролитнейшее сражение в истории человечества - Сталинградская битва. Эта победа ознаменовала коренной перелом в Великой Отечественной и всей Второй мировой войне.
------
Штаб Донского фронта, 2 февраля 43 года 18.30.

Москва,
Верховному Главнокомандующему
вооруженными силами Союза ССР
Товарищу Сталину

Боевое донесение № 0079/оп

Выполняя Ваш приказ, войска Донского фронта в 16.00 2.II.43 г. ЗАКОНЧИЛИ РАЗГРОМ И УНИЧТОЖЕНИЕ ОКРУЖЕННОЙ СТАЛИНГРАДСКОЙ ГРУППИРОВКИ ПРОТИВНИКА.

Полностью уничтожены и частично пленены: 11 армейский корпус, 8 армейский корпус, 14 танковый корпус, 51 армейский корпус, 4 армейский корпус, 48 танковый корпус в составе 22 дивизий: 44, 71, 76, 79, 94, 100 легкой, 113, 376, 295, 297, 305, 371, 384, 389 пехотных дивизий; 3,29 и 60 моторизованных дивизий; 14, 16 и 24 танковых немецких дивизий; 1 кавалерийской и 20 пехотной румынских дивизий.

Кроме того, уничтожены части усиления:

А) 42, 44, 46, 59, 61, 65, 72 артиллерийские полки РГК; 1/97 АП, 43, 639, 733, 856, 855, 861 артдивизионы РГК; 243 дивизион штурмовых орудий; 2 и 51 минометные полки РГК 6-ти ствольных минометов; 9, 12, 25, 30, 37, 91 зенитные дивизионы разных полков, отдельные части которых действуют на других фронтах.

Б) 45, 71, 294, 336, 652, 672, 685, 501 отдельные саперные батальоны и 1 отдельный саперный батальон без номера.

В) 21, 40, 540, 539 отдельные строительные батальоны.

Г) 6 полк связи и, предположительно, 594 полк связи.

Д) 7 и 28 дивизионы артиллерийской инструментальной разведки (АИР).

Е) много мостовых колонн и других обслуживающих частей.

Захвачено свыше 91000 пленных, из них более 2500 офицеров и 24 генерала, из которых: генерал-фельдмаршал — 1, генерал-полковников — 2, остальные генерал-лейтенанты и генерал-майоры.

В связи с полной ликвидацией окруженных войск противника, боевые действия в городе СТАЛИНГРАДЕ и в районе СТАЛИНГРАДА — прекратились.

Подсчет трофеев продолжается.

Представитель Ставки
Верховного Главнокомандования
Маршал артиллерии ВОРОНОВ.

Член Военного Совета Донского фронта
генерал-майор ТЕЛЕГИН.

Командующий войсками
Донского фронта
генерал-полковник РОКОССОВСКИЙ.

Начальник штаба Донского фронта
генерал-лейтенант МАЛИНИН.
------
«Результат наступления оказался потрясающим: одна немецкая и три союзные армии были уничтожены, три другие немецкие армии понесли тяжёлые потери. По меньшей мере пятидесяти немецких и союзных дивизий больше не существовало. Остальные потери составляли в общей сложности примерно ещё двадцать пять дивизий. Было потеряно большое количество техники — танков, самоходных орудий, лёгкой и тяжёлой артиллерии и тяжёлого пехотного оружия. Потери в технике были, конечно, значительно больше, чем у противника. Потери в личном составе следовало считать очень тяжёлыми, тем более, что противник, если он даже и понёс серьёзные потери, всё же располагал значительно большими людскими резервами. Престиж Германии в глазах её союзников сильно пошатнулся» – генерал Курт фон Типпельскирх.



Collapse )

Сегодня - 200-летие открытия Антарктиды

Офигеть - юбилей, который бывает раз в 100 лет!

28 января (16 по старому стилю) 1820 года исследовательские шлюпы "Восток" под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и "Мирный" (командир - Михаил Петрович Лазарев), пересёкшие накануне Южный полярный круг, впервые вышли в точке 69° 21' 28" южной широты и 2° 14' 50" западной долготы к шельфовому леднику - современный шельфовый ледник Беллинсгаузена у Берега Принцессы Марты на море Лазарева. Продолжая своё плавание, корабли Первой русской антарктической экспедиции в течение 1820-1821 гг. совершили полное плавание вокруг Анарктиды на широтах от 60° до 70°, проводя многочисленные географические, метеорологические, океанологические исследования; по данным магнитных измерений, выполненных в ходе экспедиции, позже впервые было рассчитано положение Южного магнитного полюса Земли. Так был открыт последний неизвестный ранее континент.

Шлюпы _Восток_ и _Мирный_ у берегов Антарктиды (картина художников Войшвилло и Стародубцева)

"В 9 часов утра в широте 69° 17' 26", долготе 2° 45' 46", найдено склонение компаса 8° 48' западное. Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69° 21' 28", долготе 2° 14' 50", мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветр был от NO умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше не далеко простиралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми. Ртуть в барометре, спустясь от 29,5 до 29 дюймов, предвещала еще худшую погоду; морозу было 0,5°. Мы поворотили на NWtW, в надежде, что сим направлением не встретим льдов. В продолжение последних суток видели летающих снежных и синих бурных птиц и слышали крик пингвинов" - из записей Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена - капитана шлюпа "Восток" и руководителя экспедиции.

"Шестнадцатого числа мы достигли широты 69° 23' 5", где встретили лед чрезвычайной высоты, простирающийся так далеко, насколько достигало зрение. Однако сим удивительным зрелищем мы наслаждались недолго, ибо вскоре снова запасмурило и по обыкновению пошел снег... Отсюда мы продолжали свой путь к осту, при всякой возможности покушаясь к зюйду, но, не доходя 70°, неизменно наталкивались на льдиный материк" - из записей Михаила Петровича Лазарева - капитана шлюпа "Мирный".

Очень хорошая статья об этом событии на "топваре": Первая русская антарктическая экспедиция. Часть 1 и Часть 2

И совершенно потрясающий фильм об исследовании Антарктиды, только уже о делах более позднего (с 1950-х) и нашего времени. Станция "Восток" - полюс холода планеты (до -89,2 °C)

Collapse )

О демографическом составе 60-й армии 1-го Украинского фронта

(той самой, которая Освенцим освобождала)

Решил вот "поднять из архивов". А то тут в некоторых кругах очередное обострение случилось.

Донесение о списочной численности военнослужащих по социально-демографическим признакам 60-й армии 1-го Украинского фронта по состоянию на 1 января 1945 года:



Нас интересует третья страница

Collapse )

27 января 1945 года - освобождение концентрационного лагеря Освенцим (Аушвиц)

27 января 1945 года советскими войсками (59-я и 60-я армии 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И. С. Конева во взаимодействии с войсками 38-й армии 4-го Украинского фронта под командованием генерал-полковника И. Е. Петрова) в ходе Висло-Одерской операции был освобождён комплекс немецких концлагерей и лагерей смерти Освенцим (Аушвиц).

Непосредственное участие в освобождения концлагеря принимали части 106-го стрелкового корпуса 60-й армии и 115-го стрелкового корпуса 59-й армии 1-го Украинского фронта Красной Армии. Два восточных филиала Аушвица — Моновиц и Зарац — были освобождены бойцами 100-й и 322-й дивизий 106-го стрелкового корпуса. Около 3 часов дня 27 января 1945 года части 100-й дивизии под командованием генерал-майора Ф. Красавина освободили Аушвиц. В тот же день, 27 января, ещё один филиал Освенцима — Явожно — был освобождён бойцами 286-й дивизии 115-го стрелкового корпуса 59-й армии 1-го Украинского фронта. 28 января части 107-й дивизии (командир — полковник В. Петренко) освободили Биркенау. В боях за освобождение Аушвица-Биркенау отдали свои жизни, по разным подсчётам, от 234 до 350 советских солдат и офицеров.

В 2005 году Генеральная ассамблея ООН установила день 27 января как Международный день памяти жертв холокоста.



Оригинал взят у wolfschanze в 27 января 1945 года
Войска 60-й армии 1-го Украинского фронта освободили концентрационный лагерь Аушвиц.


Общий вид города Аушвиц во время оккупации

Collapse )

"Дакар-2020" - ФИНИШ!

Вот и завершилась самая эпичная гонка года - ралли-марафон "Дакар". Один из сложнейших и совершенно однозначно самый престижный ралли-марафон планеты. Протяжённость более 7000 км, из которых около 5000 км спецучастков. В этом году - исключительно аравийские пустыни, в начале каменистые (с острыми камнями, разрезающими колёса машин как ножи, и глыбами, разбивающими машины участников при наезде на большой скорости), а во второй половине гонки больше песчаные, с зыбкими песками и дюнами высотой до 250 м. О сложности гонки говорит хотя бы то, что из 342 экипажей, стартовавших 5 января, к финишу марафона пришли только 222 - остальные 120 участников сошли. Не просто так говорят, что в этой гонке победой является просто дойти до финиша.

В зачёте спортивных грузовиков победу одержал экипаж суперкоманды "КАМАЗ-мастер" в составе Андрей Каргинов (пилот) / Андрей Мокеев (штурман) / Игорь Леонов (механик). Для Андрея Каргинова это уже вторая победа на "Дакаре", а для команды "КАМАЗ-мастер" - семнадцатая! Причём четвертая подряд! Вторым к финишу гонки пришёл также камазовский экипаж Антона Шибалов (штурман - Дмитрий Никитин, механик - Иван Татаринов). Ещё один экипаж команды "КАМАЗ-мастер" занял четвёртое место - Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев / Ильгиз Ахметзянов. И это при том, что ещё в начале гонки, на третьем этапе, он на большой скорости налетел на каменную глыбу и пробил поддон раздатки (не считая не таких серьёзных повреждений). Посреди пустыни экипаж своими силами исправил повреждения и вернулся в гону. И вот такой итог! Не сказать, что конкуренции камазовские экипажи совсем не ощущали. Несколько этапов в первой половине гонки лидировал представитель команды "МАЗ-СПОРТавто" Сергей Вязович (штурман - Павел Гаранин, механик - Антон Запорощенко). Но экипажи "КАМАЗ-мастер" постоянно оказывали давление и в итоге обошли Вязовича. Также пытались составить конкуренцию экипажи Алеша Лопрайса ("Praga"), Мартина Мацика ("Big Shock Racing"), Януса ван Кастерена ("Iveco"), но... Блин, а чего я себя сдерживаю?!! УРА!!!! :-)))



Итоговая таблица ралли-марафона "Дакар-2020" в зачёте грузовиков выглядит как-то так:
генеральная классификация ралли-марафона Дакар-2020 в зачёте грузовиков - итог
это первая десятка, вся таблица здесь - https://www.dakar.com/en/rankings/stage-12/truck

Отмечу успешное выступление экипажа Сергея Вязовича (МАЗ) - это его второй подиум на "Дакаре"! Ну и Алеш Лопрайс до последнего старался поджимать, но на марафонском этапе потерял много времени и съехал с четвёртого на седьмое место. А вот команда де Роя "Petronas Team De Rooy Iveco" немного разочаровала - без своих старых лидеров Жерара де Роя и Федерико Виллагры реальной конкуренции лидерам они составить не смогли.

Ну и не могу не отметить экипаж пятикратного чемпиона "Дакара" Эдуарда Николаева, который не смотря на все неприятности сумел остаться в гонке и до последнего помогал другим камазовским экипажам. Вообще, классная командная работа - одна из основных составляющих мегауспешного выступления команды "КАМАЗ-мастер". Как и великолепная и самоотверженная работа механиков и инженеров группы технической поддержки команды. За что им немерянный респект и уважуха! :-))

Зачёт мотоциклистов в этом году лично мне запомнился цепью трагических событий - аварии и травмы, довольно серьёзные, Адриена ван Беверена, Сэма Сандерленда, Эдвина Стравера, гибель Паулу Гонсалвеша... Понятно, что мотопёры на "Дакаре" самые подорвыши, но...
Ладно. Борьба в зачёте мотоциклистов продолжалась до упора, Пабло Кинтанилья до последнего пытался догнать вырвавшегося вперёд Рикки Брабека, и кто его знает, чем бы всё обернулось, если бы не "обрезанные" десятый и двенадцатый этапы. Но, "если бы да кабы", а в итоге первый - Рикки Брабек ("Хонда"), Пабло Кинтанилья ("Хускварна") - второй, прошлогодний победитель Тоби Прайс (КТМ) - третий. До этого года заводская команда КТМ 18 раз подряд (!!!) выигрывала на "Дакаре" и вот!



Collapse )